Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кушкопальская средняя школа № 4»

Информация для родителей и педагогов

Адаптация первоклассников.

Первый раз в первый класс – один из ярких моментов в жизни каждого ребенка. Иногда этот момент проходит благополучно, а иногда с капризами, не желанием идти в школу или дети перестают слушаться родителей. Всё это связано с адаптацией ребенка к школе – привыкание ребенка к новым правилам, к требованиям учителя, к новому распорядку. 

Анализ педагогической литературы показал, что адаптация – это процесс приспособления человека к новым условиям жизни: физиологическим, социальным и психологическим. Данный процесс может длиться от нескольких недель до года. Исследования в данной области показали, что адаптация зависит от уровня знаний и умений ребенка, его личностных особенностей, от его состояния здоровья, от «атмосферы» в семье и т. д.

Помочь ребенку в благополучной адаптации могут способствовать не только психологи, учителя, но и семья. Близкие люди могут принимать следующие действия:

  • помогать в соблюдении режима дня. Не стоит отменять дневной сон, если он необходим ребенку.  Уменьшить время проведение за гаджетами и компьютером;
  • помочь ребенку правильно организовать рабочее место дома. Стоит проконтролировать освещение в комнате, а также осанку ребенка;
  • больше разговаривать с ребенком о проведенном дне в школе. Постарайтесь задавать вопросы, которые направленные на эмоции. Например, что тебе сегодня больше запомнилось? Что тебе сегодня не понравилось в школе? Что ты чувствовал, когда помогал учителю? Эмоциональная поддержка так же важна для ребенка, поощрение за успехи. Здесь главное – не ругать ребенка за первые ошибки и не наказывать физически;
  • проводить время вместе после школы. Ребенок должен чувствовать, что в семье его всегда выслушают и помогут нужным советом. Для ребенка семья в период адаптации является неотъемлемым атрибутом полноценного развития и социализации.

Эти простые советы при адаптации помогут вашему ребенку перенести её легче, идти с желанием в школу, найти там новых друзей. Ведь поддержка и благополучная атмосфера в семье – это залог будущего отличника, о котором мечтает каждый из родителей.

Таборская Надежда Алексеевна

учитель начальных классов

Проблема мотивации учебной деятельности  младших  школьников,  или как заинтересовать ученика учением

                «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению" Я.А.Коменский

            В современной школе вопрос о мотивации учения - один из центральных, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения к учению.К сожалению педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению. Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на это,формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.C. Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо "управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний". И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность.В условиях реализации ФГОС формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразование учебного материала, звено контроля и оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение.В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий:

1- возникновение потребностей,

2- поиск путей устранения потребности,

3- определение целей действия,

4- осуществление действия,

5- получение вознаграждения за осуществление действия,

6- устранение потребности.   

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешностьучебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Мотивы учебной деятельности должны соответствовать её цели и содержанию, т.е. быть ей адекватными. Из определения учебной деятельности следует, что это должны быть мотивы приобретения обобщённых способов действий по приобретению знаний, умений. Обучение с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения.     Мотивация- это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развития любознательности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника является интерес, т. е. реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная.Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.                                                                                          

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Считаю одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников  создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Во-вторых, повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний. Разноуровневым может быть и домашнее задание.Оно может быть дифференцированным, индивидуальным, парным, групповым, по выбору из обязательных заданий, добровольным (по ликвидации пробелов в знаниях).  Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний, при этом обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся, а задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, например, домашнего задания,  и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем учащимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий. В - третьих, формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности способствует использование педагогом в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения: работа в парах , работа в группах , коллективная работа (выполняется общая для всего класса работа). В-четвёртых, к становлению мотивации учения приводит и оценочная деятельность через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринужденности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.                                                                                                                       

Таким образом, в процессе учебной деятельности при соблюдении перечисленных условий формируются мотивы учения. По мнению великого педагога Я.А.Коменского"метод обучения должен уменьшить трудность учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших знаний».

 

Литература:

1.Маркова А.К. Формирование мотивации учения М.:Просвещение,1990.                                 

2.Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников М. : Педагогика, 1984.                                                                                                            

3.Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности/Под редакцией В.Н. Роженцевой- Норильск 2002.                                                                 

 4.Научный журнал: вопросы психологии/Под редакцией Е.В. Щедрина- М, 2001.                            

  5. Научно- методический журнал: Начальная школа/ Под редакцией Горецкого В.Г.

 

Автор статьи Поликина Ангелина Алексеевна, учитель высшей категории МБОУ СШ №28

ВРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ!!!

С 2009 года в России официально действует комендантский час для детей в возрасте до 18 лет. Он предусматривает запрет на нахождение на улице и посещение различных мероприятий в вечернее время без сопровождения взрослых. Общие правила комендантского часа содержатся в Федеральном законе №124-ФЗ.

Комендантский час - это запрет на нахождение детей без сопровождения родителей в определенное время суток.

Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

На территории нашего региона действует Закон Архангельской области от 15.12.2009 № 113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области», который принят в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

В настоящем законе под ночным временем

для детей в возрасте до 16 лет понимается время

с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующих суток в период с 1 октября по 30 апреля,

с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующих суток в период с 1 мая по 30 сентября,

для детей в возрасте от 16 до 18 лет - время

с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующих суток в период с 1 октября по 30 апреля,

с 24 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующих суток в период с 1 мая по 30 сентября.

Важно отметить, что сопровождать ребенка во время комендантского часа могут родители (лица, их заменяющие) или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей.

К лицам, заменяющим родителей, относятся усыновители, опекуны, попечители и приемные родители.

Родители (лица, их заменяющие) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

За нарушение областного закона, в случае выявления подростка в общественном месте в ночное время без законных представителей, составляется административный протокол по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении законного представителя несовершеннолетнего.

 

А Ваши дети дома?

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

Нахождение несовершеннолетних в общественных местах в ночное время

без сопровождения родителей ЗАПРЕЩЕНО

Новости из детского сада

Работа с обращениями граждан и анкета от УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ администрации МО "Пинежский район"

Наверх