«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению" Я.А.Коменский
В современной школе вопрос о мотивации учения - один из центральных, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения к учению.К сожалению педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению. Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на это,формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.C. Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо "управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний". И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность.В условиях реализации ФГОС формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразование учебного материала, звено контроля и оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение.В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий:
1- возникновение потребностей,
2- поиск путей устранения потребности,
3- определение целей действия,
4- осуществление действия,
5- получение вознаграждения за осуществление действия,
6- устранение потребности.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешностьучебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Мотивы учебной деятельности должны соответствовать её цели и содержанию, т.е. быть ей адекватными. Из определения учебной деятельности следует, что это должны быть мотивы приобретения обобщённых способов действий по приобретению знаний, умений. Обучение с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения. Мотивация- это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развития любознательности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника является интерес, т. е. реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная.Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Считаю одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности у младших школьников создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Во-вторых, повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний. Разноуровневым может быть и домашнее задание.Оно может быть дифференцированным, индивидуальным, парным, групповым, по выбору из обязательных заданий, добровольным (по ликвидации пробелов в знаниях). Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний, при этом обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся, а задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, например, домашнего задания, и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем учащимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий. В - третьих, формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности способствует использование педагогом в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения: работа в парах , работа в группах , коллективная работа (выполняется общая для всего класса работа). В-четвёртых, к становлению мотивации учения приводит и оценочная деятельность через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринужденности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.
Таким образом, в процессе учебной деятельности при соблюдении перечисленных условий формируются мотивы учения. По мнению великого педагога Я.А.Коменского"метод обучения должен уменьшить трудность учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших знаний».
Литература:
1.Маркова А.К. Формирование мотивации учения М.:Просвещение,1990.
2.Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников М. : Педагогика, 1984.
3.Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности/Под редакцией В.Н. Роженцевой- Норильск 2002.
4.Научный журнал: вопросы психологии/Под редакцией Е.В. Щедрина- М, 2001.
5. Научно- методический журнал: Начальная школа/ Под редакцией Горецкого В.Г.
Автор статьи Поликина Ангелина Алексеевна, учитель высшей категории МБОУ СШ №28